4 ноября по новому стилю Русская
православная церковь совершает память Казанской иконы Божией Матери.
Праздник в этот день был установлен в честь чудесного события — перед
этим образом молился князь Димитрий Пожарский, и после этого ему удалось
с малым отрядом отбить у оккупантов Кремль и Китай-город, что стало
окончанием Смутного времени.
Одна из самых чтимых в России икон
Богородицы была чудесным образом обретена в Казани в 1579 году. Казань
на тот момент входила в состав России всего 27 лет, православие только
начинало распространяться в Поволжье, но именно в этих краях был явлен
образ Богородицы, без которого сейчас трудно представить любую
российскую церковь. Девятилетней
девочке Матроне из семьи русских переселенцев Онучиных во сне дважды
являлась Богородица и указывала на сгоревший дом, под которым находится
образ. На указанном девочкой месте действительно обнаружили завернутую в
истлевшие тряпки редкой красоты икону, написанную на кипарисовой доске
яркими, не поблекшими от пребывания в земле красками. Для русских
поселенцев эта находка стала настоящим чудом, знаменующим особое
небесное покровительство православным Поволжья. Одним из свидетелей
обретения иконы был священник Ермолай, будущий патриарх Московский
Гермоген, который в 1594 году опишет эти события в "Сказании о явлении
Казанской Иконы Божьей Матери".
На месте обретения иконы был
основан Богородицкий женский монастырь (который действует и в настоящее
время, но уже как мужская обитель). Во время перенесения иконы в
новопостроенный монастырь случилось несколько исцелений, в том числе
прозрение слепого. Почти сразу же началось народное почитание образа,
начались делаться первые списки с иконы.
Но наибольшую
известность Казанский образ получил в начале XVII века, когда в России
началось Смутное время. Когда в Центральной России хозяйничали
самозванцы и польско-литовские интервенты, именно Поволжье оставалось
островком относительного спокойствия и базой патриотических сил. В
сентябре 1611 в Нижнем Новгороде начало собираться народное ополчение во
главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, в составе которого
немалую роль играли и казанские воины.
В феврале 1612 года
удерживавшие Москву поляки уморили голодом патриарха Гермогена, своими
воззваниями вдохновлявшего сопротивление. Местоблюстителем патриаршего
престола стал Ефрем, митрополит Казани, который благословил ополчение и
передал Минину и Пожарскому Казанскую икону, ставшую символом их похода
на Москву. Во время осады столицы перед образом Богородицы проводились
ежедневые молебны. 22 октября 1612 года войска Минина и Пожарского взяли
Китай-город, а 25 октября крестным ходом вошли в Кремль, неся перед
собой Казанскую икону. Особое празднование Казанской иконе было
установлено именно в день взятия китайгородских стен, решивший судьбу
осады — 22 октября по старому стилю, что соответствует современному 4
ноября. Князь Пожарский основал около Кремля церковь в честь иконы —
Казанский собор, который позднее был разрушен и восстановлен уже в 1993
году.
В 1649 году праздник Казанской иконы был утвержден как
общероссийский, после чего и в других городах стали строиться храмы в ее
честь. Наиболее известен величественный Казанский собор в
Санкт-Петербурге, освященный за год до войны с Наполеоном и таким
образом также связанный с избавлением России от иностранного вторжения.
Среди других известных Казанских храмов можно назвать соборы в
Волгограде и Тамбове. Помимо строительства храмов в честь святыни, во
времена Российской империи было создано множество списков с иконы,
разошедшихся по всему миру.
Оригинальная икона вернулась в
Казань, долгое время обреталась в Богородицком монастыре, но в 1904 году
была похищена. Воров вскоре поймали, но те признались, что сожгли
деревянную икону, позарившись только на золотую ризу с драгоценными
камнями. В то же время возникли слухи, что икона все-таки сохранилась —
то ли воры обманули следствие, то ли они украли не оригинал, а копию.
После
революции на Западе объявилась некая икона, почитавшаяся за Казанскую,
однако большинство специалистов признает, что это хоть и старинный, но
список с оригинала, возможно, одна из первых копий. Эта икона, будучи
вывезенной из России в 1920-х, долгое время переходила из рук в руки,
пока не оказалась в Ватикане, а в 2005 году передана Папой Римским
Русской Православной Церкви. Этот образ в настоящее время передан
Богородицкому монастырю в Казани. Другой особо чтимый список иконы
находится в Елоховском соборе Москвы.
Казанская икона особо
почиталась в России как образ, связанный с небесным заступничеством
Богородицы во времена смут и войн. Перед этим образом молился Петр I
накануне Полтавской битвы, служили молебны в войсках во время войны 1812
года. В 2004 году Государственная Дума Российской Федерации, в том
числе и под знаком продолжения этой традиции, приняла закон об
объявлении 4 ноября — церковного праздника Казанской иконы и годовщины
освобождения Москвы в 1612 году — государственным праздником, Днем
Народного Единства. С 2005 года 4 ноября становится главным осенним
праздником России, заменив собой день революции 7 ноября. Помимо
политических выступлений и народных гуляний особенностью празднования
Дня Народного Единства стали проходящие во многих городах России
многотысячные крестные ходы в честь Богородицы и ее Казанского образа —
"усердной заступницы земли Русской".
|