В
первый понедельник осени 2011 года Иван Охлобыстин, всего годом ранее с
позволения патриарха Кирилла оставивший пастырское служение, изъявил
желание побороться за кресло президента Российской Федерации. В качестве
единственного условия самовыдвижения любимый народом лицедей выдвинул
согласие (пусть и молчаливое) церкви. Она, в лице Всеволода Чаплина,
оказалась против, хоть возражение больше и напоминало не твердое "нет", а
неуверенное "пожалуй, не стоит".
Некоторое время назад Ивана Охлобыстина почти не было, а потом
его вдруг стало очень много. Сразивший зрителей фильма "ДМБ" своим
умением загадочно кушать вафельку
актер оказался сразу и исполнителем главной роли в крайне успешных
"Интернах", и лицом - идеологическим вдохновителем рекламной кампании
далеко не последней сети салонов связи "Евросеть", и даже ведущим
церемонии вручения каких-то там премий канала "Муз-ТВ". Улыбчивое
ящероподобное лицо Охлобыстина, часто вместе с не менее одиозным лицом
Ксении Собчак, смотрело на зрителя с телеэкранов и журнальных
разворотов.
Летом 2011-го стало ясно, что экс-священник готовит что-то большое -
столицу заполонили плакаты, на которых резко посуровевший актер
фигурировал рядом с загадочной надписью "Доктрина 77", выведенной
колючим готическим шрифтом. Афиши этого перформанса в жанре "эпический
моноспектакль" ("Русские люди выходят из периода интеллектуальной и
чувственной стагнации, и в российском обществе начинается новый этап
самоидентификации", - так сказано в описании) появились в том числе и в
салонах "Евросети".
Это заставило народ, не позабывший еще анонс новых фантастических мобильников,
крепко задуматься. Что если наш герой вознамерился переплюнуть Стива
Джобса? Ведь Охлобыстин стоит, в отличие от взращенного на многословной
американской макулатуре Джобса, на плечах отечественных литературных
гигантов. Стало быть, и речь идет не просто об облагороженной
театральными приемчиками яблочной презентации, а о настоящей
деконструкции самого этого жанра с последующим синтезом чего-то
совершенно нового. Следуя логике попавшего в название "моноспектакля",
этому новому вполне бы подошло название "моноспектация".
Масштабы и перспективы задумки Охлобыстина будоражат воображение еще и
потому, что, так сказать, о духовной составляющей моноспектации до сих
пор ничего неизвестно. Сам он, как показывают обсуждения простейших
путевых заметок на "Снобе", способен нагнать философской таинственности
практически на пустом месте, а твиттер актера изобилует самыми
разнообразными намеками.
"Русский этнос - идеальный, поскольку содержит в себе кровь
большинства других этносов", - сообщает, например, нам в одной из бесед
Охлобыстин. "Мы карательный отряд эволюции. Следим, чтобы белый свет был
представлен всем спектром, а не только какой-либо сверхдержавой", -
пишет он в другой. "Церковь десятилетиями шла к тому концепту, который я
хочу предложить", - добивает впечатлительного читателя в третьей.
Сверху на эти крепкие поджаристые русско-православные коржи щедро
намазан фантастический крем из игровой вселенной Warhammer 40000 - все
интересующиеся могут просто погуглить слова "Империум", "псайкер"
(PsykerO1477 - название микроблога Охлобыстина) и сравнить значки "Доктрины" с имперским орлом (хотя сам автор считает, что русские в этих играх представлены все-таки расой Хаоса).
Включение в борьбу (пусть даже и гипотетическую) за президентское
кресло представляется в этом смысле финальным аккордом борьбы за умы и
сердца публики, прозвучавшим ровно за пять дней до премьеры. Сам
Охлобыстин, конечно, говорит, что все это совершенно серьезно. В данном
случае, однако, реальность медийного события определяется исключительно
решительностью самого автора перформанса, то есть тем, где именно он
проведет финальную черту своего выступления.
Единственное, о чем необходимо помнить Ивану Охлобыстину, страдающему
от кислородного голодания на плечах гигантов, это то, что в нашей
русской действительности выдуманный образ часто оказывается
жизнеспособнее самого автора. В этом смысле, конечно, хотелось бы
пожелать ему не увлекаться, дабы избежать полного отождествления с
собственным художественным воплощением (и не уподобиться писателю
Эдуарду Лимонову, когда-то окончательно слившемуся с Эдичкой). Ведь
честно, очень обидно будет потерять доктора Быкова из "Интернов" - он
мне, признаюсь, очень симпатичен.