Каков был внешний облик Иисуса
Христа? Любопытно, что в Евангелиях по поводу его внешности не сказано
ни слова, несмотря на то что галилейский пророк – центральная фигура
притч и сказаний.
Словно под шапкой-невидимкой
«Даже если
предположить, что все евангелисты не имели намерения воссоздать
биографию Христа, – размышляет польский писатель, историк Зенон
Косидовский (1898-1978 гг.), – нельзя не удивляться тому, что им
совершенно нечего было сказать о его наружности. Они даже намеками не
сообщают, был ли Иисус высок или мал ростом, красив или уродлив, какого
цвета были у него волосы и глаза, как он одевался. Иисус в их рассказах
лишен материальных черт и не виден, будто прикрыт шапкой-невидимкой».
Это обстоятельство, скорее всего, связано с тем, развивает тему польский
историк, что «авторы Евангелий попросту не были очевидцами описываемых
событий и не имели никаких сведений о том, как выглядел Иисус».
Зенон
Косидовский делает также ряд косвенных замечаний по поводу наружности
Христа. Почему, например, Иуде пришлось поцеловать Иисуса в Гефсиманском
саду, чтобы стражники Понтия Пилата смогли его узнать? Вероятно, потому
что он ничем не отличался от других иерусалимских евреев. Иисус, как о
нем ясно повествуют евангелисты, во многом был таким же человеком, как и
другие. Он любил странствовать, охотно пускался в разговоры со случайно
встреченными людьми, гостил в домах друзей и знакомых и даже, если
верить святому Иоанну, участвовал в шумных пирушках. И, конечно, он не
носил лохмотья, а старался одеваться прилично, иначе римские солдаты,
стоявшие в карауле у креста, на котором был распят Иисус, не стали бы
бросать жребий, чтобы решить, кому достанется его одежда.
Облик, лишенный красоты и обаяния
Меткое
наблюдение оставил английский писатель Герберт Уэллс. В своей
монументальной «Истории мира», ссылаясь на евангельский текст, он
говорит, что Иисус умер на кресте намного быстрее, чем обычно умирали
другие жертвы страшной казни. Так быстро, что, когда об этом сообщили
Пилату, тот усомнился, в самом ли деле Иисус скончался. Уэллс делает из
этого вывод, что пророк был, по всей вероятности, человеком хилым,
физически слабым.
Несмотря на отсутствие прямых свидетельств в
Евангелиях, сохранились некоторые намеки на то, как выглядел Иисус, у
разных христианских авторов. Греческий теолог Ориген (185-254 гг.)
приводит цитаты из «языческого» сочинения римского философа Цельса (II
век), ярого врага христианства. «Между тем, – пишет Цельс, – люди
рассказывают, будто Иисус был мизерного роста и с таким некрасивым
лицом, что оно вызывало отвращение». Но представляли ли сами христиане
Иисуса таким, каким его описал язычник? Оказывается, да.
Икона XII века (Барселона, Испания) Мозаика XIII века, Базилика Сан-Марко (Венеция) Икона XIV века (Македония) XVI век. Хуан де Хуанес, «Спаситель» XX век Джо Каучи, «Черный Иисус благословляет детей»
Например,
христианский писатель Тертуллиан (155-245 гг.) следующим образом
описывал Иисуса: «Облик его был лишен какой-либо красоты и обаяния». Тем
не менее именно в уродстве ранние христианские авторы, полемизируя с
Цельсом, усматривали доказательство его божественной сущности.
«Послание Лен-гула»
Однако
пришло время, когда в сознании христиан начал складываться иной облик
Христа, «наложенный», видимо, на каноны греко-римского искусства. Иисус
был богом, а значит, у него должна быть прекрасная благородная
внешность. Начало новой тенденции положил архиепископ
Константинопольский, святитель Иоанн Златоуст (347-407 гг.), а в
документе под названием «Послание Лентула», представляющем собой якобы
отчет проконсула Палестины римскому сенату, сообщается следующее: «Человек
он среднего роста, с хорошей осанкой и великолепным благородным лицом.
Его вид внушает и любовь, и страх одновременно. Волосы цвета спелого
ореха ниспадают гладко до ушей, а дальше до самых плеч вьются колечками,
чуть более светлыми и блестящими; посередине головы они разделены
пробором, как это принято у назореев; лоб ясен и чист, лицо без морщин и
пятен дышит силой и спокойствием; линии носа и рта безукоризненны,
борода густая, того же цвета, что и волосы, не очень длинная,
разделенная посередине. Взгляд прямой, проницательный, глаза
сине-зеленые, яркие и живые».
Самая важная реликвия
Сегодня
большинство ученых придерживаются мнения, что этот панегирик, впервые
опубликованный в 1474 году, на самом деле создан не в римскую эпоху, а в
XIII веке. Но вот что удивительно: во-первых, тип мужа с вышеописанными
благородными чертами действительно встречается на Ближнем Востоке;
во-вторых, это описание совпадает с характерными чертами личности, чей
отпечаток сохранила знаменитая Туринская плащаница. Известно, что как
раз в период создания «Послания Лентула», в 1353 году папа Иннокентий VI
впервые упомянул о плащанице, назвав ее «самой важной реликвией в
истории христианства». Первая же демонстрация плащаницы в 1357 году
привлекла множество паломников, уверовавших в то, что перед ними
полотно, в которое Иосиф Арима-фейский завернул тело снятого с креста
Иисуса.
Совсем другой портрет
Новый
образ Иисуса Христа явился миру благодаря усилиям британских и
израильских судмедэкспертов-антропологов и программистов. Результат
своей работы они разместили на одном из сайтов в Интернете. С фотографии
на нас смотрит «широкое крестьянское лицо с темно-оливковым цветом
кожи, короткими вьющимися волосами и крупным носом». Рост этого
человека, по оценке антропологов, 155 сантиметров, а вес – не более 50
килограммов.
Такой портрет существенно отличается от
библейского длинноволосого и светлокожего сына Божьего. Правда,
руководитель группы «реставраторов» художник-анатом Ричард Нив из
Манчестерского университета подчеркивает, что попытался восстановить
облик типичного обитателя Галилеи, жившего две тысячи лет назад. Для
этого израильские археологи предоставили в его распоряжение несколько
черепов, найденных в Иерусалиме и относящихся к периоду, когда здесь жил
и проповедовал Иисус Христос. Специальная компьютерная программа
помогла воссоздать на экране лица людей, чьи черепа использовались в
работе. Их типичные черты были сведены в одно изображение.
Археологические
раскопки помогли установить и средний рост жителя Галилеи. По мнению
профессора антропологии Калифорнийского университета Санта-Круз Элисон
Галлоуэй, «нельзя утверждать, что Иисус Христос выглядел именно так, но
созданный образ, видимо, гораздо ближе к истине, чем работы многих
великих мастеров».
|